Виды железнодорожных вагонов в России

Для того, чтобы лучше понять, какие виды железнодорожных вагонов можно взвешивать на вагонных весах, рассмотрим их категории, которые используются в различных сферах промышленности. Основными являются следующие типы:

  • крытые вагоны;
  • платформы;
  • полувагоны;
  • цистерны;
  • хопперы;
  • вагоны бункерного типа;
  • думпкары;
  • транспортёры;
  • изотермические вагоны; ;
  • вагоны специального назначения.

Крытые вагоны

Наиболее распространёнными среди ЖД составов являются крытые вагоны, в основном используются для перевозки грузов, требующих защиты от дождя, пыли, мусора и посторонних взглядов. В зависимости от конструкции, такие вагоны могут быть выполнены из дерева или металла, а также различаться по количеству дверей — однодверные и двухдверные.

Максимальная грузоподъёмность крытых вагонов составляет от 65 до 70 тонн. Эти вагоны могут перевозить широкий спектр различных грузов, включая продукты питания, промышленные изделия, оборудование, сыпучие материалы, зерно, автомобили, животных и сборные грузы. Список может быть до бесконечности, какие ещё грузы могут быть загружены в такого вида вагоны. Внутренние объёмы таких вагонов могут достигать от 80 до 250 (Вагон 11-К651) кубических метров.

К крытым вагонам также относятся вагоны-рефрижераторы и вагоны-ледники, которые оснащены холодильными и морозильными камерами для скоропортящихся продуктов и товаров. Кроме того, существуют вагоны-термосы с теплоизоляцией, предназначенные для перевозки продуктов с ограниченным сроком хранения и дальности транспортировки. Наибольшая грузоподъемность может колебаться от 25 до 40 тонн.

Полувагоны

Полувагоны предназначены для перевозки сыпучих и штучных грузов, которые не требуют защиты от внешних воздействий. Отсутствие крыши позволяет осуществлять механизированную погрузку. Штучные грузы выгружаются через специальные люки в дне вагона, а насыпные — через торцевые стенки.

Основное назначение полувагонов заключается в транспортировке таких материалов, как порода, руда, лес и трубы. Эти вагоны часто используются для перевозки продукции металлургической отрасли, включая прокат, рулонную сталь, арматуру и металлолом.

Грузоподъёмность полувагонов составляет от 60 до 70 тонн. Совсем недавно на вагоностроительных заводах появились универсальные четырёхосные полувагоны с грузоподъёмностью до 80 тонн, что является значительным достижением в области вагонного строительства.

Полувагоны разделяются на универсальные и специализированные. Наличие разгрузочных люков в полу и открывающихся внутрь вагона дверей, либо предназначенные только для транспортировки насыпных грузов.

Платформы

Платформы являются одним из наиболее востребованных типов вагонов и отличаются большим разнообразием модификаций. Благодаря своей универсальности, они находят широкое применение в логистике и грузоперевозках.

В зависимости от конкретной модели, грузоподъёмность платформ может достигать до 80 тонн. На таких платформах удобно транспортировать контейнеры, автомобили, а также длинные и крупногабаритные грузы, такие как лесоматериалы, прокат и строительные материалы. Для перевозки 20- и 40-футовых контейнеров борта платформ убираются, а вместо них устанавливаются упоры для надежной фиксации контейнеров.

При транспортировке легковых автомобилей платформы оснащаются специальными настилами, площадками и наклонными стойками. Для перевозки леса на платформах устанавливаются дополнительные стойки и торцевые стенки, что предотвращает смещение бревен во время движения.

Цистерны

Цистерны, как правило, имеют цилиндрическую форму. Для удобства загрузки в верхней части вагона установлен колпак с крышкой, а для выгрузки предусмотрен сливной механизм. Материалы, из которых изготавливаются цистерны, варьируются в зависимости от типа перевозимых жидкостей и порошков. Например, для транспортировки нефтепродуктов используются цистерны общего назначения, в то время как для химически активных и пищевых веществ требуются специализированные модели, устойчивые к воздействию различных жидкостей. Также цистерны применяются для перевозки сжиженного газа.

Специальные цистерны могут быть оснащены оборудованием для контроля за содержимым, а в некоторых случаях их изолируют или устанавливают нагревательные элементы для поддержания нужной температуры. Грузоподъёмность цистерн в среднем составляем составляет 60-70 тонн.

Транспортёры

Транспортёры — это специализированные многоосные платформы, которые могут иметь до 40 осей и их основным назначением является перевозка тяжёлых и сверхнегабаритных грузов, масса которых может достигать 400 тонн (например фермы для мостовых кранов). Платформы имеют несущую балку и нижнюю погрузочную площадку для размещения груза. Выделяют 5 типов вагонов транспортеров: площадные, платформенные, колодцевые, сцепные и сочлененные.

Хопперы

Хоппер представляет собой бункер, который оснащён системой самостоятельной разгрузки. Хопперы могут быть как открытого, так и закрытого типа; последние защищают груз от дождя и других внешних атмосферных воздействий. Уникальной чертой конструкции является наличие люка для загрузки на крыше. На разговорном английском языке термин «hopper» переводится как «люк». В сущности, это полувагон, имеющий форму воронки с люками.

Хопперы не предназначены для ручной разгрузки. Саморазгружающийся вагон бункерного типа, имеет в нижней части люк, из которого под действием тяжести груз выгружается.
В основном они используются для транспортировки таких сыпучих материалов, как цемент, песок, зерно и минеральные удобрения.

Думпкары

Вагоны-думпкары — это специализированные железнодорожные вагоны, предназначенные для перевозки сыпучих и крупногабаритных грузов, таких как уголь, песок, гравий, щебень и другие строительные материалы. Их конструкция позволяет эффективно загружать и выгружать содержимое, что делает их незаменимыми в различных отраслях, включая строительство, горнодобывающую промышленность и сельское хозяйство. Бывают 4, 6, 8 осными грузоподъемностью 60-65, 100-105 и 145 тонн соответственно. Основной особенностью думпкара является кузов с откидными бортами, который наклоняется при разгрузке. Эта конструкция обеспечивает механизированную выгрузку. Слово «думпкар» происходит от английских слов «to dump» (опрокидывать) и «car» (вагон).

Вагоны-думпкары могут быть как однокомпонентными, так и многокомпонентными, что позволяет перевозить большие объемы грузов за одну поездку. Их использование значительно увеличивает эффективность транспортировки сыпучих материалов, сокращая время и трудозатраты на погрузку и разгрузку.

Корпус думпкара изготавливается из высокопрочной стали, а его классификация происходит на основе типа цилиндров, количества осей и соответствия определённой колее. Грузоподъёмность думпкара составляет от 60 тонн. По способу разгрузки выделяют думпкары с пневматической разгрузкой и с гидравлической разгрузкой.

Бункерные вагоны

Бункерные вагоны — это специализированные железнодорожные вагоны, предназначенные для перевозки сыпучих грузов. Они представляют собой модификацию крытых вагонов, в которых на единой раме установлены несколько контейнеров или бункеров.

Эти вагоны предназначены для транспортировки различных сыпучих грузов, включая минеральные удобрения, муку, нефтебитум и гранулированные материалы, а также вязкие и специфические сыпучие вещества. Грузоподъёмность бункерного вагона составляет 40 тонн. Бункерные вагоны могут быть оснащены различными системами для облегчения разгрузки, такими как специальные клапаны или механизмы, которые позволяют быстро и эффективно опустошать бункеры. Данный тип вагонов широко используются в сельском хозяйстве, строительстве и в промышленности для перевозки сыпучих материалов, что делает их важным элементом логистических цепочек.

В международных железнодорожных перевозках часто более эффективно использовать контейнеры, размещённые на платформах с различной грузоподъёмностью. Главное преимущество такого подхода заключается в том, что не требуется многократная перегрузка тяжёлых и объёмных товаров. Контейнеры отличаются надёжностью и прочностью, обеспечивая защиту от атмосферных осадков, вандализма и краж. Их размеры стандартизированы, что делает их удобными для мультимодальных перевозок по всему миру.