Поосное взвешивание грузовых транспортных средств: особенности и методология

Поосное взвешивание — измерение массы автомобиля в точках его осей. Данное изыскание определяет общую массу грузового транспортного средства, а также давление веса на каждую его отдельную ось. Весы для взвешивания автомобилей — оборудование для решения следующих задач:

  • коммерческие. Учет массы груза перевозимого сырья и/или иной продукции;
  • технические. Контроль давления массы на оси автомобиля, для предотвращения их преждевременной деформации и сокращения срока эксплуатации.

Решение вышеперечисленных задач необходимо в любой отрасли промышленности, логистического центра, склада, аграрного или сельского хозяйства, а также горнодобывающей промышленности где осуществляются грузовые перевозки.

Для чего необходимо поосное взвешивание

Ежегодное возрастание автомобильного трафика, а также непосредственно количества грузоперевозок, диктует необходимость установления норм нагрузки на дорожное полотно. Известно, что нарушение весогабаритов может привести не только к преждевременному выходу из строя транспортного средства, но и значительно сократить срок эксплуатации асфальтового покрытия. Кроме того, износ и деформация осей автомобиля могут стать причиной возникновения аварии на дороге.

Поэтому, согласно Приказу Министерства транспорта РФ №119 от 29.03.2018г. осуществляется весогабаритный контроль автомобилей, курсирующих по дорогам России. В среднем за год контрольному измерению подвергаются около 100 тысяч транспортных средств, 20 тысяч из которых, как правило, превышают установленную законом осевую нагрузку. Такие нарушения облагаются немалыми штрафами, которые довольно трудно обжаловать.

Следовательно, автомобильные весы — средство предупреждения:

  • перегруза транспорта;
  • износа осей;
  • выплаты штрафов;
  • аварийных ситуаций.

Выбирая автомобильные весы необходимо опираться на их характеристики, которые также нормируются законом. Так, ГОСТ 33242-2015 регламентирует обязательные метрологические и технические требования, что должны соблюдаться для любого автоматического весоизмерительного оборудования. Кроме того, требования к каждой конкретной модификации техники дополнительно уточняются.

Для измерения массы грузовых транспортных единиц наиболее распространено именно поосное взвешивание. Так как на практике данное оборудование имеет ряд преимуществ:

  • компактность. Позволяет установить весы, если площадь ограничена;
  • оперативность. Немедленное поступление данных результатов взвешивания в систему позволяет выполнять изыскания в условиях большой плотности грузопотока;
  • отсутствие ограничений. Оборудование не предполагает какие-либо ограничения на длину, тоннаж и количество осей автомобилей;
  • сравнительно небольшая цена.

Но самое главное преимущество данного оборудования — определение давления массы на каждую отдельную ось автомобиля в движении и в статике. Именно эта информация помогает избежать преждевременного износа узлов транспортного средства и выплаты штрафов при проверке Госавтонадзором.

Методика выполнения поосного взвешивания в статике

Взвешивание автотранспорта в статике может производиться 2 способами:

  1. Одновременное измерение массы в точках нагрузки всех осей автомобиля.
  2. Последовательное поосное.

Первый способ осуществляется путем размещения транспортного средства так, чтобы под каждой его осью была пара весовых платформ. Полученные значения суммируются и результат определяется как общая масса автомобиля. Такой метод более дорогостоящий, так как требует оборудование соответствующие количеству осей транспорта. Но он точнее второго способа, из-за исключения погрешности перераспределения груза во время движения транспорта при определении его веса.

Последовательное измерение массы заключается в наезде автомобиля на платформу весов и поочередная фиксация его в точках осевых нагрузок. Ряд полученных значений также суммируются для определения веса транспортного средства в целом.

Методика выполнения поосного взвешивания в движении

Метод взвешивания в движении схожий со вторым вариантом статического измерения. Только в данном случае автомобиль наезжая на платформу не фиксируется на ней, а продолжает движение. Так, поочередно определяются осевые нагрузки автомобиля. В отличие от статического, данный способ измерения не может считаться прямым, а лишь косвенным. Поэтому, суммируя ряд полученных значений, можно определить только ориентировочный результат общей массы автомобиля.

Погрешность результатов взвешивания грузового транспорта в движении зависит от:

  • количества осей;
  • длины транспортной единицы;
  • типа подвески;
  • критериев подъездных путей;
  • величины погрешности используемого оборудования;
  • местонахождения центра тяжести груза;
  • перераспределения массы груза во время движения.

Кроме того, величина погрешности во многом зависит от уровня необходимых знаний, квалификации и качества работы персонала.

Производство автомобильных весов поосного взвешивания «ВесТэк»

Конструктивные особенности автовесов

Выбирая автомобильные весы, необходимо ознакомиться с их метрологическими и техническими характеристиками:

  • конструкция. Поосное взвешивание автотранспорта в движении предполагает конструкцию оборудования в виде платформы, которая снабжена отбойниками. Последние предназначены для оптимизации траектории движения транспортного средства, чтобы минимизировать колебания платформы и правильно распределить центр тяжести при измерении. Также в конструкцию весов должны входить тензометрические датчики, которые непосредственно и фиксируют массу;
  • максимальная нагрузка. Должна соответствовать максимальному тоннажу транспортных средств, что планируется взвешивать;
  • величина погрешности. Должна составлять не более 5%;
  • программное обеспечение. Результаты взвешивания с тензометрических датчиков поступают на компьютер, где должна быть установлена специальная программа. Она не только выводит полученные данные на монитор, но обрабатывает их, находя среднее значение массы. Так как при движении осевая нагрузка в разных точках будет не одинакова.

Правильный выбор автомобильных поосных весов является одним из наиболее важных факторов уменьшения величины погрешности при измерении массы транспортных средств.

Обустройство фундамента и подъездных путей

Весовая платформа должна устанавливаться в приямок, так чтобы ее верхняя плоскость была на одном уровне с покрытием проезжей части. Дорога, где производиться монтаж весов, должна быть прямая и ровная, без каких-либо ям, возвышенностей, уклона.

Фундамент под грузовые весы должен быть оборудован дренажной системой. Что предотвратит застой воды при осадках или таянии снега и, соответственно, убережет весы от преждевременного выхода из строя. Кроме того, фундамент в обязательном порядке обеспечивается системой обогрева, чтобы в зимний период избежать образование наледи. В противном случае это грозит не только искажением данных при взвешивании автомобилей, но также значительным сокращением срока эксплуатации оборудования.

Характеристики подъездных путей в прямой степени влияют на величину погрешности при взвешивании, так как транспортное средство находиться в постоянном движении. Соответственно существуют некоторые условия их обустройства:

  • подъездные пути должны устанавливаться с обеих сторон от платформы весов;
  • длина подъездных путей должна равняться или быть большей нежели длина взвешиваемых транспортных средств;
  • несущая способность должна превышать 150 кг/кв.см. Следовательно, при выполнении подъездных путей должен использоваться монолитный бетон класса В20-В40 или выше. Также может использоваться щебеночно-мастичный асфальтобетон, который отличается высокой прочностью при растяжениях и сдвигах.

Любое образование выбоин на подъездных путях к весовой платформе и после неё недопустимо. Поэтому необходимо регулярно и тщательно проверять состояние покрытия дороги.

Движение транспортного средства

Движение автомобиля по подъездным путям и платформе весов должно быть плавным и медленным. Оптимальная скорость для взвешивания не должна превышать более 5 км/ч. Передвижение транспортного средства по подъездным путям не должно сопровождаться резким торможением или ускорением, рывками. Иначе перераспределение осевых нагрузок может привести к получению неверных данных взвешивания.

Равномерность движения транспорта должна оставаться одинаковой, как на подъездных путях, так на весовой платформе и после нее. Вот почему так важна ровность покрытия дороги и одноуровневая с ней платформа весоизмерительного оборудования.

Так, поосное взвешивание автомобилей в движении — одно из наиболее востребованных направлений развития оборудования для больших промышленных комплексов, сельского хозяйства и распределительных грузоперевозочных центров. Данные измерений необходимы для коммерческих целей, предотвращения сокращения срока эксплуатации транспортных средств и избегания выплаты штрафов. Поэтому покупка поосных весов для автомобилей и правильное обустройство подъездных путей к ней — выгодное вложение, которое быстро окупится.