Виды и характеристики автомобильных весов

Автомобильные весы – это разновидность измерительного оборудования, предназначенного для определения общей массы автотранспорта или его осевой (колесной) нагрузки. В зависимости от типа конструкции замер массы автомобиля осуществляется в состоянии покоя (в статике) или в движении (в динамике).

Необходимость взвешивания грузового автотранспорта чаще всего возникает в коммерческой сфере при учете перевозимого сырья или продукции. Для этого вычисляется разность между массой груженого и опорожненного транспортного средства. Также оборудование используется для контроля соблюдения осевых нагрузок при эксплуатации дорог общего пользования. При превышении допустимых пределов происходит быстрое разрушение дорожных одежд, в них продавливаются колеи. За несоблюдение установленных ограничений законом предусмотрены штрафы в размере до 500 тысяч рублей.

Принцип работы

Устаревшие рычажные автомобильные весы уже практически никем не изготавливаются и нигде не используются, хотя их и можно встретить на некоторых старых производственных или перерабатывающих предприятиях. Главная особенность механических моделей состоит в устройстве и принципе действия – основу конструкции составляют металлические рычаги и противовесы.

На новых модификациях используются тензометрические датчики. Они измеряют степень деформации упругого элемента с тензорезистором, преобразуют данные в сигнал, который обрабатывается микропроцессором терминала. Это упрощает конструкцию и повышает точность.

Как происходит общее взвешивание автотранспорта:

  • Автомобиль загоняется на платформу или колейные модули;
  • Вес выводится на индикационное табло, фиксируется оператором;
  • Автомобиль отправляется на загрузку или выгрузку;
  • Выполняется повторное измерение и вычисление массы нетто груза.

Если происходит осевое взвешивание, то автотранспорт поочередно заезжает на узкую поперечную платформу каждой осью, показания фиксируются раздельно, при необходимости – суммируются.

Типы и конструктивные особенности

В общей классификации оборудование разделяют по способу монтажа (фундаментные и самонесущие модели), для статического и динамического взвешивания, наземные с пандусами или «врезные», монтируемые в приямки.

Производители изготавливают следующие типы автовесов:

  • Платформенные – наиболее дорогие, представляющие собой цельную платформу из листовой стали на каркасе;
  • Колейные модульные – стальные модули, соединенные поперечными балками, на установочной раме;
  • Поосные– поперечные платформы для отдельного взвешивания каждой оси автомобиля;
  • Подкладные – используются для замеров под каждым колесом или отдельной осью.

У каждого типа оборудования есть свои плюсы и минусы, поэтому при выборе стоит исходить из конкретных задач, которые предстоит решать в рамках эксплуатации.

Технические характеристики

Наиболее значимые параметры:

  • Грузоподъемность – минимальный и максимальный предел взвешивания. Ограничение может быть указано для каждого моста или для всего транспортного средства. При превышении предельных значений есть риски повреждения тензометрических датчиков, несущих конструкций или несоответствие результатов измерений действительности;
  • Точность и дискретность – для стационарных моделей погрешность не должна превышать 0.1 %, в то время как для динамических аналогов она может составлять до 1 %. Дискретность – это минимальная единица измерения (тонна, килограмм, грамм);
  • Размеры и габариты – номинальная и фактическая длина, ширина модулей, высота. Также учитывается угол наклона пандусов, который определяет возможность заезда на весы разных видов транспорта по клиренсу и колесной базе;
  • Модульность – это специфика конструкции, которая позволяет при необходимости выполнять ее демонтаж и модернизацию посредством добавления (удаления) универсальных модулей, способных выстраиваться в единую функциональную систему;
  • Прочность и надежность – качество тензометрических датчиков, их ресурс, характеристики металла, из которого изготавливаются несущие элементы каркаса. Также это способы антикоррозионной защиты и другие меры, определяющие качество и долговечность оборудования.

В описание автомобильных весов дополнительно могут быть включены такие опции, как элементы автоматизации, фото и видео-фиксации, распознавания номерных знаков, интеграция систем удаленного контроля доступа. Это позволяет формировать контрольно-пропускные пункты высокой эффективности при минимальном участии обслуживающего персонала.

Плюсы и минусы разных типов автомобильных весов

Тип весовПлюсыМинусы
 КолейныеОптимальное соотношение цены и качества, эффективности. Модульность конструкций, допустимость коммерческого применения.Нужно чистить пространство между колеей от грязи и снега, усложненное маневрирование для водителей транспорта из-за пространства между колеями.
 ПлатформенныеВысокая несущая способность, стабильность платформы. Отсутствие рисков попадания колес в пространство между колеями.Более высокая цена весов и логистики по сравнению с колейным вариантом.
 ПоосныеМогут измерять массу автомобиля в движении. Позволяют измерять вес автопоездов любой длины.Более высокая погрешность измерений и невозможность использования в коммерческих целях.
Необходимость в подготовке фундамента и подъездных путей, что может серьезно повышать затраты
 ПодкладныеКомпактные, мобильные, могут использоваться повсеместно, не требуют обустройства фундаментов.Высокая погрешность измерений, отсутствие в Госреестре (нельзя использовать на предприятиях).

Критерии выбора

При выборе стоит учитывать следующие факторы и технические характеристики автомобильных весов:

  • Максимальная нагрузка – учитывать стоит не только общую грузоподъемность, но и допустимые значения для одной оси. Некоторые модели весов рассчитаны на длинные многоосные автопоезда с осевой нагрузкой до 11 тонн, в то время как у отдельных короткобазных грузовиков она может превышать разрешенные значения;
  • Габариты – рассчитываются с учетом габаритов транспортных средств, которые предстоит взвешивать. Учитывается также колесная база (расстояние между осями). Стандартные длины платформ 6, 8, 12, 18, 20 и 24 метра. Рекомендуемая ширина – от 3-х метров;
  • Условия эксплуатации – в весовом ангаре или на открытой площадке, с просторным или тесным подъездом, с удаленным контролем доступа, в приямках или на поверхности, на монолитной фундаментной плите.

Также стоит учитывать дискретность. Чем точнее необходимы результаты, тем меньше должна быть цена деления шкалы. Дискретность зависит от максимальной грузоподъемности, и составляет от 10 до 50 кг.

Как выбрать автовесы под конкретные потребности

Корректный выбор может играть важную роль для коммерческих предприятий. От точности измерений напрямую зависят потенциальные потери (перевес, недовес) и риски штрафных санкций при превышении допустимых пределов осевых нагрузок. Поэтому исходить необходимо в первую очередь из специфики деятельности.

Если необходим учет готовой отгружаемой продукции, то упор делается на коммерческое взвешивание, т.е. стационарные автомобильные весы с полным заездом транспорта. Для горнодобывающей промышленности и перерабатывающих предприятий это оборудование с грузоподъемностью от 60 до 120 тонн. Преимущество будет у платформенных моделей. А для контроля нагрузок на оси подойдут поосные весы.

Сделать верный выбор помогут профессионалы, которые знакомы со спецификой ниши.